В Салехарде с 2014 года работает «Первая ямальская чайная мануфактура». Ее концепция —возрождение русской традиции травного чаепития. Продукция полностью натуральная, в составе — травы и ягоды с севера и юга Западной Сибири. Создатель предприятия Наталья Котлярова рассказала «МК Ямал» о своем хобби, которое однажды стало основным делом ее жизни.
На Ямал женщина переехала в 2005 году из Екатеринбурга. Работала преподавателем художественного отделения училища культуры и искусств в Салехарде и давала частные уроки. Сейчас с мужем воспитывает детей и занимается чайным ремеслом, к которому пришла в 2014 году.
«Я всегда собирала травы для чая. Как-то разок-другой сделала на заказ по просьбе знакомых, потом стали заказывать чаще, и со временем это стало постоянным. Тогда я и поняла, что хочу заниматься этим организованно, что это мое», — рассказала Наталья.
Травы и ягоды для чая она собирает на севере и юге Западной Сибири. Основной его компонент — листья Иван-чая из Приуральского района ЯНАО. Также в составе присутствует большое количество ягод: морошка, черника, голубика и водяника, которую Наталья собирает в тундре в окрестностях Салехарда, и лесная клубника, за ней женщина ездит в Омскую область.
«Мне близок принцип нутрициологии: человек должен потреблять плоды той земли, на которой живет, потому что они естественны для него. В нашем случае это Сибирь», — отметила предприниматель.
Мануфактура для Натальи не только бизнес, но и идея: возрождение русской чайной традиции.
«Она заключается прежде всего в способе сушки сбора сеновальным способом в специальном помещении. Второй ее критерий — разделение травных купажей на компоненты: основной, дополнительные и вспомогательные. Основной — это листья Иван-чая разной степени ферментации и крутки. В качестве дополнительных и вспомогательных купажей мы используем весь спектр северных дикоросов, которых в Заполярье очень много. Для Ямала, как совсем не чайного региона, это большая ценность», — рассказала женщина.
На мануфактуре делают только крупнолистовой чай. В его составе нет ни грамма кофеина, зато есть полезные для организма флавоноиды и витамин C в большом количестве. Также у каждого чая есть направленность действия: тонизирование, укрепление иммунитета, восполнение сил организма.
«Наши предки знали силу трав и умели грамотно этим пользоваться, и мы пытаемся вернуться к этим истокам», — отметила предприниматель.
Но мануфактура появилась не одновременно с решением Натальи заниматься чайным ремеслом. Разок-другой сделать чай на заказ — дело нехитрое, а вот с большими объемами вручную не справиться. Особенно сложный процесс — крутка чая. Женщина купила специальное оборудование — роллер, на котором листья готовят к ферментации. Предприятие поначалу располагалось в арендованном гараже, а сейчас у него есть свое помещение в дачном поселке Надежда. За шесть лет Наталья удалось выработать целую линейку купажей.
С началом пандемии коронавируса стабильные объемы продаж мануфактуры сократились на 90%. Закрылись все точки «Окружного дома ремесел» и магазин «Чайковский», где продавалась ее продукция. Также прекратились публичные мероприятия в МВК имени Шемановского, который закупает у Натальи чай и помогает с продвижением. Работа, по ее словам, была фактически законсервирована. Все это подтолкнуло женщину к развитию онлайн-платформы своего бизнеса, для чего она прошла обучение в акселераторе за счет округа. Сайт мануфактуры еще в разработке, но скоро стартует.
Начало производственного сезона — 1 июля — выпало на тот период, когда были сняты еще не все ограничения, связанные с распространением эпидемии. Однако это не помешало предприятию полноценно вести сбор и подготовку продукции к производству.
«У нас очень небольшой штат, поэтому с этим никаких проблем не было. В лесу и тундре мы спокойно собирали травы и ягоды, а при работе в помещении соблюдали все стандартные меры безопасности: обрабатывали руки, носили маски и держали социальную дистанцию. Работать нам власти не запрещали», — рассказала Наталья.
Сейчас, когда предприятие вернуло прежние обороты, у женщины есть новые планы по развитию бизнеса. Она договорилась о поставке своей продукции в краеведческий музей Лабытнанги. Также предприниматель начнет работать с маркетплейсами. Кстати, у мануфактуры есть официальные страницы в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram.