Долго ли простоит построенный в рекордные сроки Пуровский мост

Долго ли простоит построенный в рекордные сроки Пуровский мост
На фото Валерий Витманас

Менее двух лет заняло строительство моста через крупную реку Пур. Это рекордные сроки даже для современной России. 16 октября запланировано его официальное открытие. Стратегически важный объект планировали возвести еще в 80-х годах прошлого века. Мост соединит центральную часть Ямала с тремя восточными районами и соседним Красноярским краем.

При строительстве мостового перехода через реку Пур на автомобильной дороге Коротчаево – Уренгой не было использовано бюджетных средств, это первый в России подобного рода объект, полностью реализованный за счет частных инвестиций. Важнейшую транспортную артерию региона построили в рамках концессионного соглашения между ЯНАО и ООО «Региональная инфраструктурная компания».

«МК Ямал» расспросил главного инженера АО «Мостострой-11» Валерия Витманаса об особенностях строительства арктического объекта и о том, какова его дальнейшая судьба.

— Валерий Георгиевич, сколько человек и техники было задействовано на строительстве за весь период?

— С ноября 2018 по август 2020 года включительно на строительстве мостового перехода через Пур было задействовано 1333 сотрудника компании «Мостострой-11», из них 132 инженерно-технических специалиста. Более 189 единиц строительной техники: автобетононасосы и автобетоносмесители, буровые установки, вибропогружатели, краны грузоподъемностью до 280 тонн, сваебойные установки, экскаваторы, тракторные погрузчики, катки, компрессоры, самосвалы и другая необходимая техника.

— Арктическая зона – уникальна. Были ли в строительстве использованы технологии, которые применяют только в таких условиях? Где еще применяют такие технологии в России и в мире?

— Возведение Пуровского моста не требовало каких-то особых технологий, характерных только для Арктической зоны. Мост длиной 1023 метра удерживают 11 опор, в основании которых — 32-метровые сваи. На опоры установлено 10 пролетных строений — боле 5600 тонн металлических конструкций, по которым и будет осуществляться движение транспорта.

— По официальным заявлениям, работа всегда проходила по графику. Но были ли какие-то непредвиденные ситуации? Какие и как решались проблемы?

— Реализация проекта в условиях крайнего Севера — задача непростая. Температурный режим вносит свои коррективы, в сильный холод работа останавливается, да и в погожий зимний день людям на строительной площадке приходится нелегко. Рабочий процесс прекращался и во время нереста рыб, однако, даже учитывая все эти факторы, мост удалось построить в запланированные сроки. 45-летний опыт работы, профессиональная команда и развитая материально-техническая база – вот формула успеха АО «Мостострой-11».

— Что позволило сдать мост раньше сроков или их изначально осторожно завысили?

— Пуровский мост закончили досрочно благодаря грамотному планированию, использованию современной техники и технологий, добросовестному труду квалифицированных специалистов и тщательному контролю на каждом этапе строительства.

АО «Мостострой-11» давно работает над рациональным использованием ресурсов, ростом производительности и снижением потерь. Для реализации методов бережливого производства компанией создана собственная цифровая платформа MStroy. Она обеспечивает скоростной доступ к структурированной информации по проектам, в частности о количестве задействованных ресурсов, тем самым повышая эффективность управления.

Вообще, сдавать объекты раньше предусмотренного контрактом срока — добрая традиция АО «Мостострой-11».

— После того, как мост будет сдан, будет ли «Мостострой-11» заниматься его содержанием или эта ответственность переходит округу?

— Заключенное концессионное соглашение между ЯНАО и ООО «РИК» передает право на эксплуатацию Пуровского моста концессионеру до 2033 года. Так что ближайшие 13 лет ответственность за содержание моста переходит к ООО «Региональная инфраструктурная компания».

— Насколько долговечны конструкции и материалы?

— Это надежный мостовой переход, с применением качественных материалов и проверенных технологий. При правильной эксплуатации он прослужит жителям региона не меньше века.

Панегирик

Значение этого автомобильного мостового перехода трудно переоценить. Он соединил Пуровский, Тазовский и Красноселькупский районы округа с основной сетью региональных дорог и подарил людям возможность беспрепятственно перемещаться с одного берега реки на другой. Благодаря этому мосту появилось круглогодичное автомобильное сообщение с крупными нефтегазовыми месторождениями и предприятиями ТЭК. Ранее движение через Пур было ограничено платными понтонно-мостовыми переправами (в летний сезон) и ледовой переправой (в зимний период), причем по несколько недель во время ледохода и ледостава наземные транспортные коммуникации прекращались полностью.

Для особо любопытных

Специалистами АО «Мостострой-11» был применен метод продольной надвижки металлоконструкций. Его используют при строительстве мостов в разных климатических условиях. Процесс осуществлялся следующим образом: на сборочном стапеле, который находился на левом берегу реки между опорами 1 и 2, собирали металлические блоки пролетов будущего моста. После чего гидравлическим оборудованием подавая усилия сзади на собранный пролет, надвигали его на готовые опоры. Строителям потребовалось 8 таких этапов, последний из которых завершился 7 июня 2020 года. Пролеты между опорами 1-2 и 10-11 были смонтированы полунавесным способом с применением временных опор.

Ранее мы рассказали о том, для каких авто проезд по Пуровскому мосту будет бесплатным, а для каких – нет. 

Кстати, для ямальцев стартовала новая викторина, где можно побороться за брендированные призы. Для этого течение четырех дней нужно отвечать на вопросы о Пуровском мосте.