В школы вернули воспитательную работу. Что изменится для детей и педагогов?

В школы вернули воспитательную работу. Что изменится для детей и педагогов?
Фото с сайта уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО

С нового учебного года в российские школы законодательно вернули воспитательную функцию. За нее выступала уполномоченный по правам ребенка в России и многодетная мать Анна Кузнецова, в июле 2020 года законопроект подписал президент.

Насколько это своевременное решение, вправе ли родители перекладывать ответственность за воспитание детей на школу, и почему основную опасность для ребенка сегодня таит не улица? На эти и другие вопросы МК «Ямал» ответил уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО Данило Трубицын.

Данило Александрович, означает ли, что возвращение в школы воспитательной функции снимает эту ответственность с родителей?

В свое время воспитание было предусмотрено в системе советской школы, потом его исключили из закона «Об образовании». Сейчас это понятие вернулось. И это, конечно, правильно и очень важно. Потому что дети большое количество времени проводят в школе, и школа для них – один из самых важных социальных институтов, который есть в их возрасте. Поэтому они должны нести оттуда что-то помимо знаний. Потому что мы с вами знаем прекрасно, что бывают разные семьи. Где-то родители работают вахтовым методом, где-то неполные или многодетные семьи, когда один родитель не может в полном объеме уделить внимание детям. Но, в любом случае, заниматься воспитанием должна и семья, и школа. Ни о каком перекладывании ответственности речи, конечно, не идет.

Воспитание – понятие обширное. Как вы считаете, на что школам нужно будет в первую очередь сделать упор?

Сейчас на детей очень большое влияние оказывает Интернет, социальные сети. Мы все прекрасно знаем, что любой подросток может найти в Интернете все, что угодно – начиная от порнографии и заканчивая экстремизмом. Поэтому в школах, либо на уроках ОБЖ, либо по информатике обязательно нужно вводить уроки по цифровой безопасности, цифровой гигиене. Все дети знают, как завести аккаунт, но не все знают, что такое персональные данные, что такое цифровые следы, по которым любого человека можно найти и навредить ему.

Наверное, здесь еще и работу с родителями необходимо проводить?

Фото с сайта уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО

Безусловно! Что они раньше считали основной опасностью – до появления Интернета? Улицу. Потому что улица – вне зоны родительского контроля, там с ребенком может случиться все, что угодно. А сейчас ребенок может сидеть дома, в соседней комнате, якобы под присмотром. Он сыт, в чистой одежде и даже уроки сделаны. Казалось бы, о чем беспокоиться? А о том, что в это самое время он может изучать сайты, которые могут нанести вред его психике.

Какими могут быть последствия?

Когда мы анализируем ситуации, связанные с суицидальными попытками детей, либо, не дай бог, вопросы с законченными суицидами, выясняется, что были признаки негативного влияния из соцсетей, но никто на это не обратил внимания. Здесь есть еще один момент. У современных родителей есть возможности проконтролировать, какие ресурсы посещает ребенок – многие пользуются функциями родительского контроля на своих гаджетах. А вот если детей воспитывают бабушки и дедушки, конечно, с этим возникают сложности. Поэтому уроки цифровой гигиены и должны стать важнейшим элементом воспитательной работы в школах.

Если с Интернетом все понятно, то с остальными «критериями» школьного воспитания – пока не очень. Кто и как будет замерять качество этой работы?

Это вопрос тонкий. Главное, сейчас прекратилась дискуссия о том, что школа отвечает только за обучение, получение знаний, а воспитывать должны родители, тренеры и еще кто-то. Все зависит от того, какие сквозные критерии этой работы будут предложены министерством образования. Ребенка можно научить за две четверти считать и писать, воспитать его за две четверти – невозможно. Это процесс долгий и неизмеримый. И результат мы увидим даже не через год. Как говорил один детский психолог, дети трудно поддаются воспитанию, но легко усваивают примеры взрослых. Это можно отнести и к родителям и к учителям. Повторюсь, нисколько не снимаю ответственность с семьи, потому что школа не должна одна эти моменты тянуть. В любом случае нормальная семья, где у ребенка нормальные отношения, для него всегда будет значимее, чем школа.

Отметим, федеральный омбудсмен Анна Кузнецова предложила внедрить в школьную программу новую дисциплину – семьеведение. Ее будут преподавать в рамках существующих гуманитарных предметов.  Проект уже успешно реализуется в 60 пилотных регионах, сейчас прорабатывается вопрос о создании соответствующего учебника.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру