В ЯНАО выбирают лучшего учителя родного языка: о проблемах и плюсах современной системы образования рассказал педагог из Нового Уренгоя

В ЯНАО выбирают лучшего учителя родного языка: о проблемах и плюсах современной системы образования рассказал педагог из Нового Уренгоя
Фото: департамент образования ЯНАО

В арктическом регионе впервые проходит окружной конкурс профмастерства «Учитель родного языка Ямала». В течение двух дней — 29 и 30 ноября — за победу борются десять педагогов, сообщили в пресс-службе департамента образования ЯНАО.

В окружную столицу съехались участники из Тазовского, Ямальского, Приурал­ьского, Шурышкарског­о, Красноселькупско­го и Пуровского райо­нов. Присоединились к мероприятию также преподаватели из Таймыра и Ненецкого автономного округа.  

В связи с проведением конкурса корреспондент «МК Ямал» пообщался с учителем русского языка и литературы МБОУ «Гимназия города Новый Уренгой», кандидатом филологических наук Александром Семеновым. Он рассказал нашему изданию о разнице в советском и современном образовании, о плюсах и минусах ЕГЭ, поделился своим мнением в вопросе борьбы с языковой безграмотностью.

На фото Александр Семенов

Какое образование лучше — современное или то, что было во времена СССР?

— Традиционно в число первостепенных задач российского образования, помимо формирования определенного объема знаний, входит и нравственное воспитание. Сегодня много говорится о том, что духовность — это основа, на которой базируется существование и нормальное функционирование общества. Сравнивать современно образование с образованием, которое было в Советском Союзе, наверное, немного неправильно. Мир не стоит на месте, меняется, вместе с ним меняются люди. Сейчас совершенно иные виды деятельности. Вспоминая себя в школьные годы и глядя на сегодняшних детей, вижу, что мы совершенно разные люди, как с разных планет. В системе советского образования было много плюсов — была практическая направленность, ранняя профориентационная работа. Сейчас это тоже есть, но дети сейчас более трепетно относятся к своему будущему, очень долго определяются с выбором будущей профессии. В СССР было проще — университетов было не так много, дети зачастую не имели возможности выезжать за пределы своего региона, обучались на местах, затем распределялись на работу по стране. Сейчас выбор вузов больше, возможности детей — шире. Но в основе осталась духовность и нравственное воспитание, потому как только высокодуховный человек сможет продвигать не только свою жизнь, но и жизнь нашей родины.

ЕГЭ — наболевший вопрос среди родителей. Одних такой вид экзамена устраивает, другие же заявляют, что нужно вернуть сдачу экзаменов по билетам.

— Надо сказать о том, что единый государственный экзамен имеет как плюсы, так и минусы. Достоинство его в том, что он дал равные возможности школьников со всей страны на поступление в авторитетные вузы. Минусы — это некоторая зубрежка при подготовке, отсутствие творчества. Но, на мой взгляд, плюсов у ЕГЭ больше. Это демократизация образования, у абитуриентов возросли шансы на поступление, объективность оценок — предвзятое отношение здесь полностью исключается. Из плюсов также можно отметить возможность поступления в несколько вузов одновременно. То есть, молодежь может подавать документы в несколько учреждений образования, а затем выбирать из тех, куда прошли. К ЕГЭ готовятся несколько лет, равномерно. Дети не теряют часть знаний от страха, ожидая своей очереди сдавать экзамен по билету устно, уровень стресса у них ниже.

Почему в школе нужно учить стихи?

— К этому нас приучила как раз еще советская школа. От этого есть безусловная польза — когда ребенок учит стихи, он синхронизирует мозг с мыслями писателей, поэтов, запоминает речевые обороты. Заучивание стиха развивает память, доказано, что это также помогает осваивать иностранные языки. Наша память, она, как мышцы, поддается тренировке. Помимо прочего, ребенок дополняет свой словарный запас теми словами, которыми пользовались люди, жившие в 17-19 веках. Да, они могут изначально быть непонятными, но здесь уже идет работа учителя. Педагог либо объясняет значение слов на уроке, либо дает в качестве домашнего задания разобрать эти слова самостоятельно, найти их значения — такая поисковая работа тоже важна.

Как бороться с языковой безграмотностью детей?

Проблема, безусловно, существует на всех уровнях — это и дети, и взрослое население. Бороться с этим необходимо. Люди, заинтересованные в саморазвитии, самообразовании, должны понимать, какие причины могут быть у безграмотности. По мнению известного лингвиста, академика Льва Щербы, высокий уровень безграмотности стал чуть ли не бедствием. Были реформы русского языка, в итоге общественность сделала вывод, что орфография является вещью не важной, и соблюдать ее не нужно. Значение орфографии стало недооцениваться. Именно это стало благодатной почвой, на которой начала произрастать и развиваться безграмотность. Вторая причина, на мой взгляд, состоит в методиках обучения орфографии. То есть, умение правильно писать расценивается как механизм, в основе которого моторная и зрительная память. И хороший для этого метод — списывание с правильных образцов. В первую очередь педагоги должны привить любовь учеников к родному языку.

Александр Семенов отметил, что существует и такое понятие как добровольная безграмотность. Данное словосочетание используется в отношении людей, совершенно не читающих книги.

Как заставить ребенка читать?

— Заставлять читать не нужно, даже школьный список литературы на лето. Ребенка нужно увлечь чтением. В первую очередь ребенок смотрит на своих родителей. И если мама смотрит телевизор, то он вряд ли добровольно возьмет книгу. Сегодня активно мешает чтению Интернет. То есть, ребенок лучше посидит в соцсетях, поиграет. Часто желание читать приходит через просмотр фильма, снятого именно на основе какого-либо литературного произведения. Ребенку может стать интересно то, какие еще произведения написал тот автор. Но читать нужно. Например, бывали случаи, когда выпускник делал ошибку при сдаче ЕГЭ только потому, что неправильно прочитал условие выполнения задания. Проблема большая. Книги должны быть по возрасту, понятными детям и интересными.

Насколько важны для детей олимпиады школьников?

— Олимпиады развивают, расширяют кругозор детей. Это не соревнование даже не между детьми, главный соперник — это, конечно, задания. Они интересны, позволяют узнать свыше школьной программы, дети становятся более эрудированными и увлекаются теми предметами, которые, возможно, были для них и не слишком интересны ранее. Победив, школьник получит заслуженную награду. Проиграв — никто ему не поставят двойку. Олимпиады проводят не для проверки знаний. Это своего рода толчок к дальнейшему обучению ребенка. Олимпиады помогают ребенку раскрыть свой потенциал. Советую ребятам участвовать не только по предметам, которые они хорошо знают, но и по другим. Это совсем другой уровень подготовки.

Какая награда лучшая для учителя?

— Для некоторых учителей награда — премии, выплачиваемые за профессиональные достижения, подготовку выпускников-стобалльников или подготовку победителя всероссийской олимпиады школьников. Но учитель не должен воспринимать ребенка только как работу, нужно в учеников вкладывать свою душу. И самое ценное для педагога — это возвращение уже взрослого ученика в стены родной школы. Например, у нас недавно была встреча ребят, которые окончили школу 25 лет назад. Они пришли всем составом и чествовали своего бывшего классного руководителя, посещали своих учителей, которые уже вышли на пенсию.

Добавим, Александр Семенов имеет 15-летний стаж работы. Он показал себя как учитель, владеющий современными образовательными технологиями и методикой преподавания.

За годы работы в округе подготовил 25 дипломантов заключительного этапа международной олимпиады по основам наук в УрФО, двух призеров городского конкурса художественной декламации, одного победителя муниципального этапа всероссийского конкурса сочинений. В 2020-2021 учебном году педагог подготовил 100-балльника по русскому языку.

Ежегодно рецензирует научные работы в рамках регионального этапа всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского, является экспертом городской научно-практической конференции учащихся и студентов «Шаг в будущее».

С 2017 года – эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе. Руководит творческой группой учителей, участвующих в разработке и реализации инновационного проекта «Региональный центр онлайн-обучения», является соавтором онлайн-курса «Индивидуальный проект», осуществляет руководство проектом по сетевому взаимодействию в области онлайн-обучения.

В 2021 году Александр Семенов в составе команды педагогов и представил Ямал на всероссийском конкурсе профессионального мастерства — чемпионате учительских клубов «ЧЕРУК-2021».

Учитель награжден благодарностью губернатора ЯНАО за подготовку высокобалльников по результатам государственной итоговой аттестации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру