Историк рассказал о малоизвестных фактах происхождения названий на карте Ямала

Историк рассказал о малоизвестных фактах происхождения названий на карте Ямала
Фото предоставлено Вячеславом Калининым

ЯНАО, Ямал — название этого арктического региона зачастую ассоциируется у людей, не живущих и не бывавших здесь, с холодным и пустым Севером, Арктикой, белыми медведями, «морями» нефти и газа, и, как следствие, высокими заработками. Но мало кто задумывается, что Ямало-Ненецкий автономный округ — это целая история, настоящая кладезь мифов и легенд, уникальных территорий и великих подвигов. О крае Земли редакции «МК Ямал» поведал интересные подробности кандидат исторических наук Вячеслав Калинин.

Имена и люди. Названия и те, кто дал им жизнь. Всегда, во все времена в деле обретения имени таилась какая-то тайна. В этом событии было что-то сокровенное и не до конца понятное окружающим. Так оно и есть. Ведь наречение именем, дарование названия, например, во время путешествия в неведомые земли – это дело часто импульсивное и вполне ясное только самим первооткрывателям.

На картах и лоциях появляются порой далеко не всем понятные географические названия и термины. Однако это не означает, что в этих наименованиях нет логики и смысла. Просто надо уметь их считывать и понимать. Ямал в этом отношении уникальный регион. Освоение этой огромной, действительно похожей на край Земли территории (холод, мрак полярной ночи, ледяная пустыня океана) началось в незапамятные времена и продолжается до сих пор. Сколько еще мест на Ямале, где, если и ступала нога человека, но надолго не задержалась, а значит, еще должны наступить времена, когда в самые отдаленные уголки региона придут люди, чтобы остаться здесь жить или хотя бы наметить трассы для путешествий по этому сказочному краю. И дадут тем местам, где им придется побывать, новые имена, если их нет или они не обозначены на картах.

Ямал — край легенд и мифов, начиная от полусказочных сихиртя и Лукоморья, заканчивая слухами о снежном человеке на Полярном Урале. Но еще Ямал — это место реальных и вполне земных свершений и подвигов, берущих начало от заселения этой земли коренными народами, основания легендарной Мангазеи отрядом князя Мирона Шаховского, от походов Ерофея Хабарова до экспедиций Павла Крузенштерна, Георгия Седова и нефтегазового обустройства Арктики. Происходили на Ямале и менее резонансные, но весьма значимые со всех точек зрения события, связанные с географическими открытиями и самоотверженными действиями людей в сложных, опасных для жизни обстоятельствах.

Одна из малоизвестных страниц в ямальской летописи — работа военных гидрографов молодого советского государства в бурные 1920-е годы. Богатства Сибири должны были служить Советской России, в которой только что закончилась ужасающая Гражданская война. Нужно было торговать с зарубежными странами и желательно морем вывозить на мировые рынки лес, зерно, полезные ископаемые. Для обследования фарватеров северных территорий советские суда и корабли отправились в Арктику. Миссия была выполнимой, но очень опасной.

В 1923 году Обь-Енисейский гидрографический отряд Убекосибири (Управления безопасности кораблевождения Сибири) проводил исследования Обской губы.  Одну из рек, не указанную до этого на карте Ямала при производстве топографической съемки, обнаружил молодой гидрограф Георгий Рыбин. В том же году реку назвали в честь первооткрывателя, сначала Рыбин-яга, затем переименовав в Рыбин-яха (что более соответствовало местной топонимике).  Река  Рыбин-яха была нанесена на топографические карты и морские лоции.

В дальнейшем Георгий Рыбин прожил непростую, но яркую жизнь, он получил диплом Одесского морского техникума (сдав экзамены экстерном), стал командиром Рабоче-крестьянского красного флота. И еще не раз возвращался на Ямал в составе военных гидрографических экспедиций. В 1930-х годах он командовал гидрографическим кораблем «Иней» в составе родного Обско-Енисейского отряда в структуре Управления безопасности кораблевождения Сибири.

Во время войны, в условиях блокады осажденного Ленинграда, Георгий Рыбин, как опытный военный гидрограф, принимал участие во многих операциях Балтийского флота и Ладожской флотилии, не раз рисковал жизнью, переболел дистрофией. Он участвовал в контрбатарейной борьбе с немецкими артиллерийскими батареями, в составе Шлиссербургского десанта и подразделений морской пехоты высаживался на берег Ладожского озера в попытке прорыва блокады в ноябре 1941 года.

Войну Георгий Рыбин закончил в освобожденном Красной армией и Балтийским флотом Кенигсберге, за годы службы был награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного знамени, орденами Красной звезды и Отечественной войны 1-й степени. После войны капитан первого ранга Георгий Рыбин возглавлял гидрографический отдел Юго-Балтийского флота (4-го флота ВМФ СССР), а затем много лет преподавал, проводил научные исследования в Военно-морском училище имени М. Фрунзе в Ленинграде. Это был один из самых опытных и заслуженных военных гидрографов Советского Союза.

В ознаменование выдающихся заслуг Георгия Рыбина перед наукой в 1999 году Комиссия по географическим названиям Международной гидрографической организации и Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО присвоила его имя подводной горе в Атлантическом океане (Ш=31°47’2 сев., Д=12°49’4 зап.). Эта подводная гора с наименьшей глубиной 412 м, среди окружающих глубин порядка 2400–2500 м, была обнаружена в 1979 году Атлантической океанографической экспедицией Балтийского флота.

Однако, несмотря на мировое признание заслуг Георгия Рыбина, на полуострове Ямал, где он не раз проводил гидрографические исследования, его имя фактически исчезло с топографических карт. Нет, сама Рыбин-яха также течет по полуострову и впадает в Обскую губу. Но на картах Рыбин-яха сначала была перемещена вглубь полуострова и, таким образом, лишилась своего устья в месте впадения в Обскую губу на востоке полуострова, а затем и вовсе оставила свое название только узкому отрезку водной артерии.

В мае 2022 года для приведения топонимии в соответствие с Государственным кадастром географических названий (ГКГН) «Извещением мореплавателям» № 2376/22 Рыбин-яха была вычеркнута из лоции Карского моря, а на международных навигационных картах (МНК) перемещена вглубь суши. И теперь на карте Ямала значатся две реки, впадающие на востоке полуострова в Обскую губу под названием Хабейяха, одна из которых раньше и носила имя Рыбин-яха. Участок под названием Рыбин-яха на карте, правда, сохраняется, но уже в глубине полуострова и охватывает очень незначительное расстояние на топографических картах.

Ситуация с двумя реками с названием Хабейяха, протекающими с запада на восток полуострова Ямал, не только вносит путаницу в топонимику региона, но и может быть причиной происшествий, в случае, если кто-то, плохо знакомый с местностью, примет одну реку за другую и наоборот.

По словам капитана второго ранга в отставке Вадима Рыбина, проживающего в Санкт-Петербурге, который, как и его дед Георгий, стал военным гидрографом и прослужил в отечественном военно-морском флоте почти 30 лет, возвращение одной из рек под названием Хабейяха ее прежнего названия стало бы вполне цивилизованным и оправданным решением. «Представляется несправедливым, что этот топоним, прославляющий военных моряков, находится в глубине суши и вычеркнут как из лоции, так и из морских топонимических справочников», — отмечает Вадим Рыбин.

И действительно, для устранения одноименности двух рек в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа, впадающих в Обскую губу с запада, а также для исключения несоответствий современного названия реки с наименованием, указанным в более ранних официальных изданиях морских навигационных карт, стоит переименовать реку Хабейяха, № 0181581 в Государственном каталоге географических названий, в Рыбин-яха.

Это переименование было бы вполне логичным в год юбилея снятия смертоносной блокады с города-героя Ленинграда, в котором с 1941 по 1944 год сражался с врагом выдающийся военный гидрограф и моряк Георгий Рыбин, имеющий прямое отношение к Ямалу. Не стоит забывать и о сегодняшних реалиях. В условиях, когда военные гидрографы снова принимают участие в боевых действиях, обеспечивая продвижение российских войск через водные преграды в зоне специальной военной операции, переименование отразило бы деятельность на Ямале военного моряка – видного участника Великой Отечественной войны, и стало бы заметным патриотическим событием. Ведь жизненный путь капитана первого ранга Георгия Николаевича Рыбина — яркий пример служения военно-морскому флоту и Отечеству.

Ранее мы рассказывали, что развитие туризма в ЯНАО готовы поддержать на федеральном уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру