Председатель думы Пуровского района, известный на Ямале и за его пределами журналист Петр Колесников вместе со своим братом-близнецом Алексеем в мае 2025 года побывал в Иране. Подробным рассказом о своем путешествии он поделился с МК Ямал. Это окончание истории, ранее мы публиковали начало и продолжение.
Пятый день в Иране. 19 мая 2025 года. Возвращение в Тегеран
В этот день по плану пребывания в Иране мы должны были вернуться в Тегеран, чтобы продолжить работу на Русском кладбище. Нам повезло, что ночь перед возвращением в иранскую столицу была по местным меркам холодная, всего плюс 18 градусов, и в гостиничном номере даже не пришлось включать кондиционер, мы просто открыли окна.
По предложению сопровождающего нас Арвина выехали из Исфахана сразу после раннего завтрака. Еще с вечера договорились со смотрителем Русского кладбища в Тегеране, что к 15:00 приедем продолжить нашу работу на территории, где стоит памятник солдатам Красной армии, погибшим в Иране в период с 1941 по 1946 годы.
Чтобы не опоздать к назначенному времени, решили по дороге в иранскую столицу сделать только одну короткую остановку для обеда. Таким образом, расстояние от Исфахана до Тегерана, составляющее около 450 километров, планировали проехать за пять часов.
Дороги в Иране достаточно хорошие, но по этой трассе нам предстояло преодолеть несколько затяжных подъемов, на которых возникают риски, что мотор машины может банально перегреться, а это вызовет вынужденную остановку. Чтобы избежать этого, на подъемах в горы (дабы облегчить нагрузку двигателю) отключали кондиционер, открывали все окна в салоне машины и вдыхали разгоряченный воздух пустыни Дашт-э-Кавир.
Я уже рассказывал о том, что современная дорога из Тегерана в Исфахан на многих ее участках совпадает с маршрутом Великого шелкового пути. Но в период с 1941 по 1945 годы через Иран проходила еще одна дорога, которая оказала огромное влияние на историю этой страны и итоги Великой Отечественной войны.
У этого пути, шедшего от портов Персидского залива до берегов Каспийского моря, несколько названий, и это только подтверждает его военную значимость. Исследователи Второй мировой войны в своих статьях называют его «Трансиранским маршрутом ленд-лиза», «Караванной тропой», «Персидским маршрутом» и «Южным дервишем». Наши союзники англичане и американцы называли его «Персидским коридором» («PersianCorridor»).
Для перевозки грузов английские, американские и советские специалисты модернизировали железную дорогу, но ее пропускной способности все равно было недостаточно, и большая часть автомашин шла своим ходом, а самолеты перегоняли по воздуху.
Трасса пересекала с юга на север почти весь Иран. Общая ее протяженность была около двух тысяч километров. При этом большая часть шла по малозаселенным безводным территориям, пустыням и горам. Один из участков этой дороги, по которой перегоняли автотранспорт, как раз шел через Исфахан и сегодняшний асфальтовый автобан, соединяющий названный город со столицей Ирана, на многих его участках повторяет маршрут той военной дороги. Добавлю, что вместе с английскими и советскими солдатами в перевозе грузов ленд-лиза участвовали индийские военнослужащие и граждане Ирана. Созданный в кратчайшие сроки военного времени маршрут обеспечивал поставку в Советский Союз около четверти всех грузов ленд-лиза.
К Русскому кладбищу мы подъехали точно в 15:00, на входе нас ждал сын смотрителя, который открыл двери. Он сразу предложил с дороги умыться прохладной водой и напоил нас зеленым чаем.
В тени деревьев было прохладно и, немного отдохнув, мы попросили у смотрителя ведро с водой, щетки, ветошь и привели в порядок памятник советским солдатам и окружающий его невысокий забор. В целом нужно отметить, что этот памятник, благодаря вниманию сотрудников российского посольства в Тегеране, прихожан местного Храма Николая Чудотворца и смотрителя кладбища находится в достойном состоянии, но нам очень хотелось таким образом отдать дань памяти советским солдатам, честно исполнившим свой долг вдали от Родины.
Автору этих строк не раз приходилось бывать на подобных русских кладбищах в других восточных странах, и стоит отметить, что тегеранское – самое большое из всех ранее виденных мною. Но всегда, когда бываешь в таких местах и читаешь тесты на надгробиях, написанные на русском языке, невольно испытываешь особое чувство соприкосновения с историей нашего Отечества и той страны, где завершили свой жизненный путь наши сограждане.
Закончив работу на кладбище, мы еще раз поблагодарили его смотрителя за помощь нам и заботу о русских захоронениях. После этого Арвин отвез нас в гостиницу «Remis» международного аэропорта имени Имама Хомейни. Наше пребывание в Иране подходило к концу. Мы сфотографировались на память с Арвином и поблагодарили его за совместную поездку по Ирану.
До отлета в Москву у нас оставалось еще достаточно времени и много иранских риалов и туманов. В ресторане нашего отеля мы заказали обильный ужин, а потом пили персидский чай с восточными сладостями.
Все таможенные и пограничные формальности прошли достаточно быстро, а на нейтральной полосе даже успели выпить кофе. В самолете нашими попутчиками были в основном студенты, следующие на учебу в Россию. Многие из них хорошо говорили на русском языке. Они расспрашивали, как мы провели время в их стране и что нам запомнилось больше всего. Мы охотно рассказали о своей работе и заверили, что в будущем обязательно постараемся снова посетить Исламскую республику Иран.
Пройдет двадцать пять дней, а нам доведется с настороженностью смотреть сводки двенадцатидневного ирано-израильского военного конфликта и слышать в них, как ракетным обстрелам подвергаются города, где мы были совсем недавно и где остались наши иранские знакомые.
Завершение
В своем дневнике я постарался кратко рассказать о многовековой истории российско-иранских отношений, отдельно чуть подробнее осветив два ее эпизода. Это операция «Согласие» 1941-1946 годов и участие Ирана в советско-афганской войне 1979-1989 годов. К сожалению, формат дневниковых записей не позволяет отразить все малоизвестные периоды нашей совместной истории. А их очень много и все они заслуживают внимания и изучения.
А история российско-иранских отношений продолжается. Она продолжается в реализации таких больших инфраструктурных проектов, как строительство вот уже третьего блока атомной электростанции в Бушере. В завершающей стадии находится меридиальный проект «Север – Юг», который свяжет Российскую Федерацию с юго-восточными странами. По этому проекту дорога из России в Индию в два раза короче, чем через Суэцкий канал.
Поступательно развивается военно-техническое сотрудничество между нашими странами. Разрабатывается целый ряд проектов в нефтегазовой сфере. Иранские студенты учатся в российских вузах, и все больше наших туристов посещает их страну. Вот уже сорок пять лет Иран находится под санкциями, но он неустанно развивается, и этот опыт достоин изучения.
17 января 2025 года в Москве Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан подписали договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве двух стран. Этот документ отражает выход двусторонних связей на новый уровень, достойный нашей совместной истории.