Деревянные ложки, лодки и птицы: друзья вспоминают знаменитого резчика Ямала Геннадия Хартаганова

Мастер скончался на 74 году жизни в прошлом марте

Мастер скончался на 74 году жизни в прошлом марте
Фото: vk.com Сергей Худи

Известный на Ямале и за его пределами мастер резьбы по дереву Геннадий Хартаганов скончался год назад, однако память о нем живет в его уникальных скульптурах. В понедельник, 10 февраля, Хартаганову исполнилось бы 75 лет, он готовился к празднованию юбилея, но не успел его отметить. Его вдова, друзья и коллеги рассказали корреспонденту «МК Ямал» о том, как жил и работал знаменитый мастер. Подробности — в нашем материале.

Геннадий Ефремович Хартаганов родился в деревне Ханты-Питляр Шурышкарского района. Всю жизнь он прожил в поселке Питляр, где занимался резьбой по дереву. Его творения — это деревянная кухонная утварь и скульптуры малой формы. Фигурки, созданные мастером, объехали весь свет, они побывали на выставках во многих городах России и за рубежом: в Венгрии, Финляндии, Польше, Швеции, Канаде.

Фото: vk.com Дмитрий Лекух

Мастер из северной глубинки в 1999 году стал членом Союза художников России. Он также является обладателем знака «Мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел ЯНАО». Лауреат специальной премии губернатора «За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера».

Около года назад, 6 марта 2019 года, Геннадий Ефремович скончался на 74 году жизни. В день его юбилея, 10 февраля, в главном музее Ямала торжественно откроют выставку «Мой прапрадед Ханты-Питлярский сор», где представят предметы из фондов музейно-выставочного-комплекса имени И.С. Шемановского и окружного Дома ремесел.

Муж, отец и основатель школы искусств

Со своей будущей супругой Геннадий Хартаганов познакомился в 1968 году, сразу после армии. Вдова мастера Лидия Хартаганова рассказала корреспонденту «МК Ямал» о том, как встретила свою судьбу.

«Я была в десятом классе в шурышкарской школе, со мной училась двоюродная сестра Геннадия Ефремовича. Были мартовские каникулы, и Вера позвала меня на соревнования по теннису, на которых она выступала. Мол, пойдем, поболеешь за меня. Я пошла, и вскоре туда пришел солдат: Геннадий не нашел сестру в интернате, и ему сообщили, что она на соревнованиях. Мы с Верой вместе подошли к нему, так я с ним и познакомилась. Тогда ему было 25 лет, а мне — 18. Через год мы поженились и вот, прожили целых 50 лет вместе, у нас четверо детей. Год назад 3 марта отметили золотую свадьбу, а 6 марта он ушел», — рассказала Лидия Хартаганова нашему корреспонденту.

После армии Геннадий Хартаганов работал в ларьке, где однажды обнаружили недостачу в 300 рублей. Вдова мастера утверждает, что виновата была, скорее всего, сменщица Хартаганова, но расплачиваться пришлось Геннадию Ефремовичу. Суд отправил его на полтора года в Нефтеюганск, где он работал на поселении, валил лес.

«Он вернулся, и мы переехали в Питляр, он сразу устроился плотником, взяли в бригаду. Все бригадиры пили, а Геннадий Ефремович в это время тихонько сидел в углу и что-нибудь вырезал из дерева. Так и увлекся, потом дома начал этим заниматься. До армии уже занимался творчеством: лепил фигурки из глины, а позже стал вырезать скульптуры из дерева. О нем узнал искусствовед Александр Валов, он приехал к нам на теплоходе, а позже написал очерк о Геннадии, о начале его творчества. Сразу заинтересовались московские музеи, стали забирать его работы на выставки, затем «подключилась» Тюмень, и только потом — наш округ. Раньше-то здесь все смеялись, думали, он игрушки делает», — сообщила вдова мастера.

Северные люди и птицы: фото работ ямальского резчика по дереву Геннадия Хартаганова

Северные люди и птицы: фото работ ямальского резчика по дереву Геннадия Хартаганова

Смотрите фотогалерею по теме

По словам Лидии Павловны, в 1991 году Хартаганов открыл в своей старой мастерской в Питляре первую в ЯНАО школу искусств. Сам он учил детей резьбе по дереву и бересте, а также лепке. Его супруга преподавала рисунок, аппликацию и шитье национального орнамента, преподавательницей по бисероплетению была старшая дочь Хартагановых Оксана. Работающая молодежь приходила к Геннадию Ефремовичу на мастер-классы по резьбе из дерева. Через шесть лет школу закрыли из-за недостатка учеников.

«Районный отдел культуры дал ему ставку методиста, и Геннадий ездил по поселкам с выставками и выявлял мастеров. В последние годы был на пенсии, но продолжал работать с деревом дома. Ему сделали операцию, и после нее Геннадий Ефремович хорошо себя чувствовал, передвигался чуть ли не бегом, готовился праздновать юбилей, строил планы. Однако не перенес химиотерапию и моментально умер на руках у сына, никто не ожидал, что он уйдет так скоро», — отметила Лидия Хартаганова.

Мастер, рыбак и верный друг

Фотограф Николай Самбуров быстро подружился с Геннадием Хартагановым: будучи художником, он интересовался резьбой по дереву, и общие темы для разговоров сплотили ямальцев.

«Он родился в Ханты-Питляре — это деревня в нескольких километрах от самого Питляра. Любимое его место, он там в свое время построил избушку, где жил и работал. Геннадий любил рыбалку, я часто приплывал к нему в гости на лодке, и мы вместе ловили рыбу. Он ходил по лесу, находил дерево — чаще всего это была береза — и представлял, что из него можно вырезать. Увлекся деревянной скульптурой малой формы — то есть, вырезал фигурки небольших размеров. Он по-своему видел предметы, природу и это своеобразие переносил в дерево. Любимым его инструментом был нож, почти все фигурки вырезаны именно ножом. Свои работы мастер продавал, но очень часто дарил. Ему было важно, чтобы работы его видели свет, чтобы люди могли ими любоваться», — рассказал Николай Самбуров корреспонденту «МК Ямал».

Геннадий Хартаганов (в центре) со своими друзьями Василием (слева) и Николаем (справа) Самбуровыми, а также с деревянным идолом, вырезанным мастером. Фото: кадр из книги «Резчик по дереву Геннадий Хартаганов»

По словам фотографа, Геннадий Хартаганов имел свой неповторимый стиль резьбы по дереву. Посмотришь на фигурку — и поймешь сразу, что ее вырезал Хартаганов. Любил вырезать куропаток и охотящихся ни них песцов, людей и белых сов.

«Его работы повторить сложно, люди пытаются под него делать, но не получается. Это привлекает зрителей, искусствоведов, ученых. Сам Геннадий был очень добродушным человеком, наблюдательным, вся его жизнь — в природе. Видел природу, любил ее, поэтому мог сотворить уникальные вещи. Видит куропатку — замечает все нюансы этой куропатки, и все это воплощается в дереве», — пояснил Николай Самбуров.

«Лесной человек» и скромный творец

Заслуженный художник РФ Сергей Лугинин рассказал корреспонденту «МК Ямал», что многое слышал о мастере из ямальской глубинки и познакомился с ним во время приезда Хартаганова в Салехард.

«Когда я стал директором окружного Дома ремесел, у нас сразу сложились теплые, почти дружеские отношения. Я сам охотник и рыбак, а Геннадий Ефремович крепко связан с природой, охотой и рыбалкой, соснами, кедрами — со всем, что окружает такого «лесного» человека. Он был очень открытым и добрым, я никогда не слышал о нем абсолютно никаких негативных историй, никогда не видел его пьяным или участником разборок. Это был тихий и скромный человек. Наши рабочие отношения были связаны с его творчеством: мне приходилось участвовать в организации его выставок, я много ездил по России и за рубеж, мы с собой возили на выставки в том числе и его произведения», — сообщил Сергей Лугинин.

Он подчеркнул, что видел работы разных мастеров, и с уверенностью может сказать: таких, как Хартаганов, больше нет. Это абсолютно народный мастер, и ему не было важно, что за материал у него в руках. Что бы ни взял в руки Геннадий Ефремович, он мог сотворить уникальную вещь, уверен Сергей Лугинин.

«Его работы связаны с очень правильным и метким отношением к природе, подкупают своей простой в материале и в изобразительном оформлении, в то же время очень точны анатомическими подробностями. Это может сделать только человек, который очень хорошо знает птиц и зверей. Любимые его темы — это лодка и рыбак, куропаточки и белые совы. Очень много было ложек, поварешек, которые он вырезал. Я занимаюсь резьбой по кости, и однажды он привез ножны для ножа из бересты. Больше я таких ножен ни у кого не видел в ЯНАО», — рассказал фотограф.

Сергей Лугинин добавил, что часто смотрит на творения мастера, которые у него сохранились, и с теплом вспоминает Геннадия Хартаганова — удивительного человека, самобытного мастера и известного резчика по дереву.

Также читайте по теме: Предприниматель из Ноябрьска победил в конкурсе туристических сувениров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру