Добровольно и бесплатно: историк и туристы своими силами восстанавливают штрафной изолятор легендарной 501-й стройки в ЯНАО

Добровольно и бесплатно: историк и туристы своими силами восстанавливают штрафной изолятор легендарной 501-й стройки в ЯНАО
Фото: Вадим Гриценко

Историк, краевед, ведущий эксперт «Научного центра изучения Арктики», учредитель и председатель совета Культурно-исторического фонда «Память Севера» Вадим Гриценко решил восстановить объекты знаменитой 501-ой сталинской стройки в ЯНАО. Работы сейчас ведутся в штрафном изоляторе разрушенного лагеря, помогают историку добровольцы — друзья и туристы. Подробности Гриценко рассказал корреспонденту «МК Ямал».

Восстановление штрафного изолятора историк начал в прошлом году по собственной инициативе. Речь идет о лагпункте № 93 у разъезда Щучий — 42 километра от Надыма в сторону Салехарда. По словам Вадима Гриценко, первоначально проблема была глобальной: нужны не только руки, но и инструменты, материалы. В течение года поступила помощь от компаний «Ямалкоммунэнерго», «Газпром добыча Надым», «Ямальской дорожной компании» — последняя подарила значительное количество шпал. Деньги переводили и частные лица, заинтересованные реконструкцией объекта. Сегодня все для работы есть — генератор, мотопила, лопаты, топоры, молотки, стамески, доски, гвозди и многое другое.

Добровольцы восстанавливают объекты знаменитой 501-й стройки в ЯНАО: фоторепортаж

Добровольцы восстанавливают объекты знаменитой 501-й стройки в ЯНАО: фоторепортаж

Смотрите фотогалерею по теме

«Конечная цель — восстановить все, что можно. Я не строитель, но считаю, что с малыми затратами невосстановимы бараки. Восстановить можно штрафной изолятор, над которым мы сейчас работаем, небольшое здание, где располагались камеры хранения личных вещей заключенных и пункт, где они могли купить, например, табак, сгущенку, конфеты и что-то еще. Восстановима вахта — назовем ее проходной пункт. Есть два основания под вышки — у нас имеются фотографии, как это выглядело при жизни, и чертежи, поэтому нужно только руки приложить. Можно восстановить ворота, сейчас осталась только их часть, но у нас также есть их фото. Восстановима зона — основное проволочное ограждение», — рассказал нам ямальский историк.

Он считает, что на территории нужно установить большие щиты, которые расскажут туристам о сущности этой стройки, о жизни лагпункта. Люди приезжают сюда круглый год, каждый день, некоторых Гриценко просит помочь с восстановлением объектов — добровольно и бесплатно.

Фото: Вадим Гриценко

«Активность добровольцев низкая. Кроме моих знакомых и людей, которых привлекают они, желающих помочь мало. У людей свои дела: в будни — работа, выходные проводят с семьями. Кроме того, работать нужно бесплатно. Самая большая проблема — в том, что мы не можем обеспечить привоз и отвоз людей, которые бы помогли в реконструкции. У нас нет транспорта и денег на его покупку или аренду. Все средства уходят на необходимые материалы. Бывает, звонят люди и хотят экскурсию. Денег с них не беру, они помогают руками. Например, разбирают и таскают кирпичи для восстановления печей, у нас холодно, они были в каждом лагпункте», — отметил Вадим Гриценко.

Два дня назад историк привозил в лагерь главу Надымского района Дмитрия Жаромских.

«Он проникся объектом, искренне обещал всяческую поддержку. Например, в виде транспорта, что нам очень нужно. Также нам понадобятся еще стройматериалы, обещал помочь», — рассказал Гриценко.

Фото: Вадим Гриценко

Специалист добавил, что случаев вандализма на самих объектах 501-й стройки не было: инструменты и материалы лежат здесь уже давно, и никто не украл. Между тем, ямальцы распиливают рельсы с 501-ой стройки и вывозят их «для личных нужд». Недавно сотрудники правоохранительных органов поймали похитителей, и один из мужчин заявил, что нашел рельсы в лесу. Сейчас по данному факту проводится проверка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру