Председатель думы Пуровского района, известный на Ямале и за его пределами журналист Петр Колесников вместе со своим братом-близнецом Алексеем в мае 2025 года побывал в Иране. Подробным рассказом о своем путешествии он поделился с МК Ямал.
Арвин ждал возле машины, и по нашему плану до поездки в Свято-Николаевский собор у нас оставалось время для первого обеда в Иране. Но сначала нужно было поменять доллары и евро на иранские риалы. По мнению Арвина, для текущих расходов на питание нам было достаточно поменять по сто долларов.
Как и во всех восточных странах, в Иране обменять валюту можно в официальных обменных пунктах при не очень выгодном курсе, а также у уличных менял, что намного выгоднее, но, конечно, несет определенные риски. В дни нашего пребывания в Иране по официальному курсу за один доллар давали около 42 000 иранских риалов, а у уличных менял за американскую или европейскую валюту – намного больше, поэтому туристы редко пользуются услугами банков.
В кафе, к сожалению, перевода на латинице или картинок в меню не было, и мы попросили Арвина рассказать нам, что можем заказать. Но названия блюд и их краткое описание мало помогли, так как, несмотря на близость восточных культур, знакомых нам афганского бульона «шорва» и плова-кабули в меню не было. К слову, из первых блюд в традиционной персидской кухне распространены только очень густые супы аш и абгушт, а плов встречается редко. Поэтому мы просто заказали люля-кебабы, рис, лаваш и чай.

По восточной традиции первым нам принесли горячий чай, ароматный и с приятным запахом пряностей. Затем подали все остальное, и здесь в очередной раз оправдались предупреждения нашего гида – блюда были очень большими. Люля-кебабы оказались сочными, рис – с шафрановым соусом и сливочным маслом, и мы поняли, что в будущем нам достаточно заказывать одну порцию на двоих.
Вообще традиционный обед в Иране включает несколько блюд, которые подаются с национальными напитками, при этом трапеза может продолжаться несколько часов. Любой алкоголь в этой стране под запретом, но очень популярны фруктовые соки, различные щербеты и кисломолочные напитки со специями. И еще одну особенность мы отметили. Если обедают иранцы примерно в 13:00, то ужин у них поздний и начинается ближе к 21:00 (мы пошли на ужин в ресторан нашей гостиницы к 19:00 и немало удивили этим официантов, ужинали в зале одни).
Когда подъехали к Храму Святителя Николая Чудотворца, нас встретила его прихожанка – милая женщина Анна. От предложенного чая мы вежливо отказались, очень хотелось осмотреть это чудо православия в исламской стране, и Анна провела нас через правый вход в молельный зал.
История этого Храма – во многом трагическая история наших соотечественников, оказавшихся по разным причинам вдали от России, но пожелавших остаться ее частью путем православной веры, которая помогала им сохранить свою идентичность вдали от родной земли.
Сейчас в Иране действуют три храма Русской Православной Церкви. Первый – это уже знакомый нам Свято-Николаевский храм в Тегеране. Вторая – Свято-Николаевская церковь в каспийском портовом городе Энзели, она была освящена в 2008 году. И третий, самый старинный из ныне действующих, Свято-Троицкий храм на Русском православном кладбище в Тегеране. Кроме этого часовня, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери, открыта в городе Бушере в поселке российских строителей АЭС.

Анна провела для нас с братом экскурсию по Свято-Николаевскому храму, рассказала об истории его строительства, о монтаже алтаря, исторической ценности храмовых икон, о том, какую просветительскую работу ведет игумен Варлаам, кто из местночтимых святых почитается в Иране и из кого состоит сегодняшний приход.
Следующим местом, которое посетили в этот день, стало Русское кладбище. Анна заблаговременно договорилась с его смотрителем о нашем приезде, и у ворот навстречу нам вышел пожилой мужчина, который полупоклоном поздоровался с нами.

Автору этих строк посчастливилось видеть много русских кладбищ, находящихся за рубежом. На тегеранском – первое, на что невольно обратил внимание, это красивые ворота с надписью: «Русское кладбище. 1894». Второе – на его размер и количество сохранившихся здесь захоронений, их около тысячи. Когда-то эта территория была окраиной Тегерана, а сейчас ее окружают городские постройки.
Пройдя по тенистым дорожкам, по пути читая имена и эпитафии, выбитые на русском языке на крестах и памятниках со звездами, мы подошли к главной цели нашего визита – к памятнику в виде остроконечной стелы с крестом в центре, красной звездой наверху и надписью: «Вечная слава воинам доблестной Советской Армии, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г. г.)».
Перед тем как зайти за оградку, мы на минутку остановились и отдали честь памяти всем солдатам Красной армии, исполнявшим свой воинский долг в Иране.
История советско-английской операции «Согласие» одна из малоизвестных страниц начала Великой Отечественной войны. Она оказала значительное влияние на весь ее ход. Нефть Ирана и Ирака не стала основой для обеспечения топливом немецких танковых дивизий, а проходивший от портов персидского залива через весь Иран к советской границе маршрут ленд-лиза был очень значимым для поставок многих видов вооружения. По «персидскому коридору», так военные историки иногда называют трансиранский маршрут, в СССР было доставлено около четверти всего объема.
Как я уже писал, на территории кладбища стоит Свято-Троицкий храм, построенный еще в 1908 году. А внутри его размещен воинский мемориал, состоящий из шести мраморных досок черного цвета, на которых выбиты фамилии сорока советских летчиков, погибших в Иране во время перегона новых американских и английских самолетов из персидского порта Абадана до аэродрома в азербайджанском Кировабаде. Этот мемориал сооружен по предложению и за счет денежных средств Архимандрита Александра (Заркешева) накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с Анной мы посетили этот храм и были поражены его строгой красотой и ухоженностью. Приятно отметить, что в нем соединены воинские и православные традиции по увековечиванию памяти солдат, погибших за свое Отечество.
Продолжение следует...